В том, что современные дети не любят читать принято обвинять внешние факторы. Экологию, клиповое мышление, быстрый ритм жизни и разнообразные гаджеты. Особенно гаджеты. Это, конечно, дьявольские машины, однако следует понимать, что они не исчезнут сами собой, а будут становиться все круче, интереснее и желаннее для младших поколений. Ну, разве что прилетят инопланетяне, поработят человечество и отберут все наши технологии. Тогда да, томик Рэя Брэдбери будет цениться на вес золота. Однако, если форс-мажора таки не произойдет – как сделать так, чтобы ребенок полюбил читать ради собственного удовольствия?
Мнения специалистов сходятся в одном: не стоит предлагать вознаграждение за прочитанные страницы или время, проведенное за книгой. Таким образом, чтение будет восприниматься исключительно как необходимая занудная работа, которую нужно выполнить, чтобы потом поиграть в компьютерные игры, повтыкать в Tic-Toc на смартфоне или лечь спать позже. Этого дети получают достаточно и в процессе школьной программы, а мы тут добиваемся совершенно противоположного! И хотя подкуп, вместе с запугиванием и шантажом – основа счастливого отцовства, здесь он не поможет.
Перейдем к практическим рекомендациям.
Как это ни прискорбно, все то разумное, доброе и вечное, что взрослые хотят вложить в своих детей, невозможно без собственного примера. Если отец, после рабочего дня сразу падает у телевизора и уползает от него только на поесть (а может и не уползает), а мать не вылезает из инсты – странно звучат требования к ребенку, сесть прочитать 20 страниц из Жюля Верна. Ну, правда, кто это вообще такой? Ни подписчиков, ни политической партии. В этой ситуации, родителям необходимо выйти из зоны комфорта и взять в руки бумажные книги. Только когда ребенок привыкнет видеть их читающими, будет слышать обсуждения и дискуссии по поводу прочитанного – только тогда появится шанс заинтересовать его.
Известный писатель Нил Ґейман в своей лекции заметил: лучшее, что могут сделать взрослые – это найти книги, которые понравятся детям, предоставить к ним доступ и позволить их читать. Ведь часто родители считают, что им лучше знать, какие литературные предпочтения должны быть у их потомков. Обычно, за бортом остаются именно те книги, которые могли бы заинтересовать детей, а именно комиксы, издание по мотивам мультфильмов или компьютерных игр. Господин Ґейман называет такой подход снобизмом и бредом, потому что не существует плохих авторов или жанров. Есть читатели с разными вкусами. И если этого вовремя не понять, мы получим поколение, которое считает, что чтение – это не клево. А это уже совсем не клево.
Французский педагог, автор бестселлера о чтении «Как роман» Дэниэл Пеннак сформулировал единственный действенный способ привить ребенку радость от чтения. Нужно всего лишь читать вслух то, что ему интересно. Просто так, не за хорошее поведение или отличные оценки. В своей книге он приводит примеры, когда это срабатывало с детьми, подростками и даже взрослыми. Он сформулировал 10 прав, которые стали настоящей
Декларацией Прав Читателя.
- Не нужно читать, если книга абсолютно не интересна.
- Можно пролистывать неинтересные описания, размышления и другие страницы, отвлекающие от напряженного сюжета.
- Некоторые книги не нужно дочитывать. Возможно, вы вернетесь к ним позже, в удобное время.
- Если хочется перечитать историю, которая понравилась – сделайте это!
- Все имеют право читать то, что им по душе, а не то, что считается необходимым. Кто-то без ума от комиксов, а кто-то – от Симоны де Бовуар, почему нет!
- Право на эскапизм или бегство от действительности. Неважно, что дает ключ к другому миру – супергерои, нуар или сказки. Если это дарит комфорт и удовольствие, просто продолжайте читать.
- Можно читать где угодно. За партой, на полу, в парке, в метро – список мест, пригодных к погружению в книгу ограничивается только безопасностью и здравым смыслом. Ну, то есть, не стоит листать страницы переходя дорогу, например. А вдруг, водитель также зачитался?
- Вы имеете право открыть книгу на любой странице и начать читать. Особенно хорошо это работает со сборниками стихов, коротких рассказов или афоризмов.
- Читайте вслух, если это необходимо. Не запрещайте это детям, даже если они уже выросли с младшего школьного возраста. Это не только тренирует язык, интонации, ораторское искусство, но и помогает посмотреть на текст новыми глазами.
- Последнее право – на тишину. Оно касается не только возможности остаться с книгой наедине, но и возможность не обсуждать ее ни с кем. Бывают мысли слишком личные, чтобы проговаривать их вслух...
Поощрить малыша к чтению можно прибегнув к хитрости. Например, если приобрести ему конструктор с пиратами и показать фильм о Пиратах Карибского моря – ему может стать интересна тематическая литература. Фигурка пони взбудоражит интерес к лошадям и всему с ними связанному, включая журналы, рассказы и романы. А герои киновселенной сподвигнут читать комиксы. Мы верим, что последовательное соблюдение наших рекомендаций обязательно сработает и ребенок полюбит читать ради собственного удовольствия!